Купи слона – или как дилеры навязывают допы.

Источник IZ.RU Ссылка на источник

Дилеры, пользуясь дефицитом автомобилей, любыми способами стараются навязать дополнительные услуги. Можно ли отказаться от допов и когда окончательно нормализуется обстановка на рынке, разбирались «Известия».

Покупать дорого, ждать долго

«Золотой год» для дилеров начался с момента снятия ковидных ограничений. Дефицит автомобилей и комплектующих привел к резкому взлету цен на новые автомобили. Многие желающие купить машину сталкиваются с навязанными дополнительными услугами или оборудованием. Сумма за них, скажем на новую «Крету», может достигать 400 тыс. рублей сверх рекомендованного ценника, а новый Land Cruiser 300 продают уже на несколько миллионов дороже.

Автомобиль «как с завода» при этом заказать можно, однако менеджеры по продажам всеми способами стараются заставить клиента купить автомобиль из салона и прямо сейчас. Они утверждают, что ожидание может занять не менее полугода, а цена за это время увеличится в разы. Если все-таки клиент решит подождать, то в договоре обычно не указывают срок поступления автомобиля и не фиксируют цену.

Можно ли отказаться от допов

В представительствах автобрендов подтверждают, что им часто приходят жалобы на дилерские центры, и они стараются помочь клиентам.

 

«Renault Россия, в том числе центр поддержки клиентов, не регулирует розничные цены дилеров. Однако при любом обращении центр поддержки клиентов делает все возможное для корректной отработки жалобы дилером. Мы постоянно измеряем удовлетворенность клиентов покупкой. Результаты этих исследований влияют на качественные показатели дилеров», — сообщили в пресс-службе компании.

Но не все покупатели способны ждать по пять-шесть месяцев или воевать с неуступчивыми продавцами. Некоторые смиряются и берут заветный автомобиль с наценкой 100–150%. Однако даже если вы уже купили автомобиль с навязанными допами, у вас есть шанс вернуть деньги за ненужное оборудование. Юрист Андрей Подшивалов советует делить оборудование на два типа — съемное и внесенное в конструкцию.

«Если вы купили автомобиль с ковриками или сетками, смело можете идти и возвращать полную сумму за эти детали, ссылаясь на закон о правах потребителей и статью о возврате товара надлежащего качества в течение 14 дней. Если же вам продали автомобиль с сигнализацией или другим оборудованием, которое устанавливается непосредственно внутрь машины и снять которое без вмешательства в техническую часть будет сложно, то поможет ГИБДД. По закону любое вмешательство в техническую часть автомобиля должно быть регламентировано и заверено ГИБДД. Понятное дело, в автосалоне никто этим не занимается. Соответственно, при постановке на учет вы обращаете внимание сотрудника на эти детали и просите у него отказ от регистрации. С ним же вы идете обратно в салон, просите снять все оборудование и вернуть вам деньги за него. Тут все немного сложнее, чем в первом случае и, возможно, придется судиться, но в итоге правда будет на вашей стороне», — отмечает Подшивалов.

Источник в автобизнесе, пожелавший остаться анонимным, уточнил, что с возвращением денег за навязанные допы не все просто.


«Все допоборудование у нас устанавливается в подарок. Дело в том, что есть доукомплектация, а есть тюнинг. В первом случае все допы прописываются в договоре купли-продажи, и если в ГИБДД возникают какие-то проблемы и машины разворачивают без регистрации, то клиент вправе вернуть этот автомобиль вместе со всем содержимым. Например, так часто продаются BMW в М-обвесе. Вторая ситуация — это тюнинг. И он часто идет дополнительным договором к документу о купле-продаже. Если в ГИБДД придерутся к оборудованию, установленному по такому договору, автосалон, возможно, и согласится снять его с машины, но за деньги согласно расценкам нормо-часов», — рассказал источник.

Если клиент все-таки решил ждать автомобиль, юристы советуют указать в договоре определенную дату и внести максимально большой платеж. В случае нарушения дилером оговоренного срока доставки машины клиент вправе запросить неустойку в размере 0,5% от внесенной предоплаты. И чем больше она была, тем менее выгодно дилеру задерживать выдачу.

Проблемы дилеров

Однако у дилеров не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Как сообщил анонимный источник внутри бизнес-сообщества, сейчас наблюдается противостояние владельцев и управленцев на местах: первые хотят больше денег, а вторые — выполнить KPI, который зависит от доли автомобилей, проданных в трейд-ин.

«Все переживают за свой карман, а страдают в первую очередь продавцы и люди на места». Многие теряют мотивацию и уходят из профессии. Так, например у одного известного дилера менеджерам по продажам пришло распоряжение ни под каким предлогом не продавать известный бюджетный кроссовер без трейд-ин. Желающий купить его должен сначала привезти любой автомобиль, оформленный на себя, сдать его, а затем только приобрести новый кроссовер. У некоторых автосалонов для этого припасены дежурные «Жигули» возрастом более 20 лет. Клиенту предлагается их купить, затем поставить на учет и сразу продать. По подсчетам источника, одна такая машина уже была сдана в трейд-ин более 40 раз за последнее время. Управленцам нужны отчеты, а владельцам — деньги. Вот и получается, что ради отчетов продавцы вынуждены придумывать различные уловки, чтобы клиент взял кредит или трейд-ин. Мы понимаем, что теряем клиентов и выглядим в их глазах ужасно, но приходится выбирать и часто идти на сделки с совестью из-за указаний руководства», — комментирует источник.

Косвенно эту информацию подтверждает и управляющий директор «Kia Motors Россия» Александр Мигаль. Топ-менеджер отмечает, что они сейчас такие же жертвы ситуации, как и все остальные.

«Мы получаем обратную связь от клиентов, обрабатываем каждый звонок, понимаем, что происходит на самом деле. Но дилерам нельзя сказать, что это они не могут [так] делать. Они независимые торговые организации. У нас рыночные условия», — отмечает Мигаль. По его словам, дилеры накручивают цены не из жадности, а из боязни, что у них не будет автомобилей, из-за чего может возникнуть кассовый разрыв.

Когда все наладится?

По словам экспертов рынка, сложившаяся ситуация продлится как минимум до середины следующего года. Так, независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев отмечает, что быстро проблемы с микрочипами не решатся, а первыми, кто выкупит новые поставки полупроводников, будут далеко не автоконцерны.

«Дефицит полупроводников, предположительно, закончится не ранее конца следующего года. Быстро нарастить объемы производства этих компонентов сейчас невозможно, так как работают всего несколько специализированных производств. А когда все наладится, сначала электроникой насытятся компьютерная отрасль, бытовая электроника, приборостроение, а уже за ними будут поставки для автомобилей. Если говорить о конкретных брендах, первыми восстановятся корейский и китайский автопром, так как в этих странах есть собственные производители чипов. Они постараются сначала насытить внутренний рынок, и, как следствие, поставщикам компонентов и субкомпонентов для автопроизводителей из этих стран будут быстрее доступны к заказу необходимые объемы полупроводников», — полагает Бургазлиев.

Искусственный дефицит

Представитель концерна Daimler заявил изданию The Financial Times, что, даже когда кризис полупроводников закончится, компания намерена сохранять дефицит автомобилей, то есть искусственно удерживать предложение ниже спроса. Более того, Daimler планирует смещать спрос в сторону более дорогих и маржинальных моделей. Журналисты предположили, что примеру конкурентов последует и BMW. Финансовый директор баварской компании заявил, что они будут сохранять цены на уровне сегодняшнего рынка. Однако российское представительство бренда разъяснило по-своему это заявление:

Посетители автосалона в Москве осматривают автомобиль

«Текущий уровень цен будет сохранен, но это не значит, что мы будем искусственно занижать предложение автомобилей. Спрос на автомобили в мире будет расти, и мы в последние годы развивали производство, а не сокращали его. Сейчас есть нехватка автомобилей во всем мире в связи с пандемией. Мы делаем шаги, чтобы поставки росли, а не наоборот. Но пока есть объективные ограничения», — поделились в пресс-службе бренда. Российское представительство Daimler на запрос «Известий» не ответило.

Источник IZ.RU Ссылка на источник