Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

В этом посте я расскажу почему и зачем можно и даже нужно обращаться в суд с исками о защите нарушенных прав потребителя, расскажу про права, которые даёт этот закон, расскажу к каким отношениям он применяется, расскажу небольшую историю своей жизни, связывающую меня с этим законом и отвечу на ваши вопросы.

Впервые серьёзно с этим законом я столкнулся в институте, когда «по сложившимся обстоятельствам» я пришёл последним из группы выбирать тему дипломной работы, и выбирать мне пришлось из целого одного варианта темы, поскольку свободных тем больше не осталось. И тема эта была: «Законодательство о защите прав потребителей».

И во многом этот диплом отразился и на моей жизни. Я постоянно покупаю какие–то бракованные товары, которые мне приходится возвращать продавцу, что отнимает время и силы с одной стороны, но с другой приносит пользу, как в виде опыта, так и в материальном плане. Например, после грамотно составленной претензии, генеральный директор сети мебельных магазинов фабрики «8 марта» лично помогала мне выбирать диван и подобрала прекрасный диван в 1,5 раза дороже того, который купил я у них с браком. Даже судиться не пришлось.

Большинство моих клиентов обращаются ко мне за защитой нарушенных прав в области защиты прав потребителей.

Ну и наконец, мне просто нравится этот закон. Дело в том, что он в своём роде такой единственный и уникальный. Он предоставляет гражданам беспрецедентные, я бы даже сказал не адекватные права, не обременяя почти никакими обязанностями. И мне это нравится, потому что в остальном у граждан в нашей стране прав нет никаких. Выражается это в разных вещах, начиная от неидеальной системы судов общей юрисдикции по сравнению с арбитражными и заканчивая кабальными законами типа закона «об ипотеке», в соответствии с которым гражданин практически вообще без прав. А я обладаю гипертрофированным чувством справедливости, и мне такая ситуация не нравится.

И так, почему же надо обращаться в суд в случае нарушения ваших прав в области защиты прав потребителей.

1) Это бесплатно.
Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Так что даже если у вас нет денег на адвоката, можете попробовать отстоять свои права самостоятельно. Это не будет вам ничего стоить, даже если вы проиграете, кроме одного случая, если противоположная сторона наймёт адвоката или внештатного юриста по договору. Тогда в случае вашего проигрыша данная сумма будет взыскана с вас. Но такие случаи довольно редки и адвокаты нанимаются только по крупным делам, обычно в суд ходят штатные юристы. Следует помнить, что в случае, если вы сами нанимаете адвоката или юриста по договору, сумма расходов на его услуги также будет взыскана с противоположной стороны в случае вашего выигрыша. В разумных пределах, конечно, которые определяются самим судом. 200 000, уплаченные адвокату, по иску о возврате кроссовок никто вам конечно не возместит.

2) Это удобно.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
* нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
* жительства или пребывания истца;
* заключения или исполнения договора.
Помните, что при подаче иска по месту жительства/пребывания надо доказать факт вашего жительства/пребывания именно в этом месте, например справку из ТСЖ или договор аренды с арендодателем съёмной квартиры.

3) Это выгодно.
Закон о защите прав потребителя предусматривает суровые меры ответственности за нарушение прав потребителей. О них я напишу чуть ниже.

К каким же правоотношениям, связанным с тематикой автомобилей, применяется закон о защите прав потребителей?

1) Страхование как ОСАГО, КАСКО, так и жизни и здоровья, как обязательное, так и добровольное.

2) Купля–продажа автомобилей.

3) Обслуживание и ремонт автомобилей как официальными сервисами по гарантии, так и не официальными не по гарантии.

4) Отношения с банками по вопросам кредитования.

Итак, какие же санкции по ОСАГО и КАСКО можно предъявить за неудовлетворение вашего требования? По ОСАГО 1% в день, по КАСКО 3% в день от страховой премии, но не больше страховой премии. Страховая премия это то, что вы заплатили страховой компании за страховку.

В случае нарушения сервисом сроков ремонта вашего автомобиля, можно также начислять неустойку 3% в день. Поэтому, всегда договаривайтесь о сроках ремонта, чтобы можно было её начислять.

В случае гарантийного ремонта максимальный установленный законом срок составляет 45 дней, однако если срок не установлен соглашением сторон, то недостатки должны быть устранены незамедлительно. Поэтому в случае, если вам чинят автомобиль на ваш взгляд неадекватно долго, напишите дилеру претензию с требованием отремонтировать ваш автомобиль в течение суток, в противном случае вы начисляете ему неустойку 1% в день от цены товара, то есть автомобиля.

Помимо неустоек законом о защите прав потребителей предусмотрен штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Также законом о защите прав потребителей предусмотрена компенсация убытков*, понесённых потребителем в связи с нарушением его прав и морального ущерба.

*Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Моральный ущерб взыскивается в любом случае, если установлено нарушение прав потребителя.

Для того, чтобы требовать в суде выплаты штрафа, необходимо предъявить какое–либо требование продавцу (исполнителю, изготовителю и т.д.), поскольку штраф взыскивается за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

То есть, если страховая не выполняет ваши требования о выплате вам страхового возмещения по КАСКО, необходимо направить в страховую письменную претензию, в которой установить срок на выполнение этого требования (по закону — 10 дней). Если в течение этого времени страховая ваши требования не удовлетворит, вы имеете право требовать в суде выплаты

1) страхового возмещения

2) убытков

3) штрафа

4) компенсации морального ущерба

5) неустойки в размере 3% в день от страховой премии, но не более страховой премии

6) компенсации оплаты услуг представителя. При чём представителем в суде может быть как адвокат, так и ваша мама или друг. Достаточно просто заключить с ней договор, представить его в суд и подтвердить факт оплаты по договору.

Не забывайте на независимую экспертизу приглашать представителя страховой компании! В противном случае толку в суде от этой экспертизы не будет никакого.

Какие же основания существуют для возврата автомобиля изготовителю?

1) обнаружение существенного недостатка товара.
2) нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
3) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Подробнее по пунктам:

1) Понятие существенного недостатка товара расписано в пункте 18 Постановления Пленума ВС по спорам о защите прав потребителей

2) Максимальный установленный законом срок устранения недостатка товара составляет 45 дней

3) В третьем пункте следует особо обратить внимание на слова каждого года и неоднократного. То есть автомобиль каждый год гарантийного срока должен быть в ремонте более 30 дней и более 1 раза. То есть, если у вас в первый год гарантии автомобиль вообще не был в ремонте, а во второй год был 5 раз по 10 дрней, то предъявлять данное требование нельзя. Если автомобиль был первый год в ремонте 25 раз по 1 дню, а второй год 1 раз но 40 дней, предъявлять данное требование тоже нельзя.

В течение какого времени можно предъявить указанные требования?

В течение гарантийного срока.

Кто обладает правом на предъявление данного требования?

Пленум чётко дал ответ на этот вопрос.

Правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

То есть не важно, первоначальный вы собственник автомобиля, или 45–ый, если гарантия не кончилась — вперёд.

Помимо указанных выше прав, законом установлены дополнительные права потребителю, которыми можно воспользоваться и по окончании гарантии. не буду расписывать, просто процитирую закон.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.